- Головна
- Заведомый брак в системе образования
Заведомый брак в системе образования
Відгуки та коментарі
Начну свое медиа-лицедейство с глобальных причин происходящего в сфере образования. Еще в середине 1960-х годов европейские леворадикальные идеологи сформулировали «Теорию заведомого брака в производстве». В чем ее суть? После Второй мировой войны западные компании сделали столь большой технологический прорыв, что смогли бы обеспечить качественными товарами каждого жителя Земли. Мебель, автомобили и бытовая техника (и много еще чего) могли бы служить человеку несколько десятилетий! Однако это привело бы к краху мировой промышленности, ведь потребитель долго не покупал бы что-то новое. Главы корпораций остались бы без прибыли. Выход? При производстве в каждую вещь необходимо внести заведомый брак, чтобы она служила не более…. трех лет. А там покупатель пошел бы за новой. И так всю жизнь – вечный двигатель покупок-продаж. Но останавливаться на этом воротилы западного мира не стали, внедрив подобный принцип во все сферы человеческой жизни. Заведомый брак сегодня присутствует во всем – литературе, музыке, политических партиях, телевизионных шоу и компьютерных технологиях.
Украинская система образования – не исключение. Но тут-то зачем заведомый брак? А вы подумайте – так ли просто управлять умными и образованными людьми? Разве продашь им «супер-режущий нож», убедишь в необходимости пенсионных реформ или заставишь проголосовать за откровенно бандитские партии? Заведомый брак в образовании позволяет удерживать людей от социального бунта, делая их аполитичными. Что, собственно, и происходит с нашей молодежью.
Потерянное поколение дипломов
Первый шаг – дискредитация высшего образования. Если в советские годы наличие оного считалось признаком компетентности специалиста, то сегодня вузовский диплом мало что говорит о профессионализме кандидата. Причина проста – мы знаем, что диплом можно купить. Причем, если не прямым путем (через взятки), то косвенным (оплатив обучение). Немалую лепту в компрометацию «вышки» внесли и суррогатные частные вузики. Да и трясущиеся над своими чадами мамы и папы, не получившие при Советском Союзе диплома, в течение последних 20-ти лет любыми способами пытались выбить детям пластиковый документ. Не для образованности потомков, а в попытке развеять свой «образовательный» психокомплекс. В итоге, мы получили торгующих на рынке филологов и таксистов с дипломами мостостроителей.
Что же делать? Сегодня необходимо провести переаттестацию ВУЗов, закрыв более 50% из них. Также - ввести единый государственный образовательный стандарт, обязательный для всех учебных заведений. И, несомненно, отменить платное обучение частными лицами. Если государство или предприятия действительно заинтересованы в каких-либо специалистах, пускай заранее выбирают таковых из числа студентов госВУЗов - создают заказы на профессии.
Сокращение мест при поступлении и запрет платного обучения отсечет большинство абитуриентов с низким уровнем знаний. Конечно, при условии мощного госфинансирования оставшихся ВУЗов. Вы говорите – а как же взятки и связи? Предлагаю создать пару-тройку «элитных» частных вузов – специально для детей богатых. А вот «позвоночными», увы, побороть вряд ли удастся.
Второй вопрос – воспитание воспитателей. Как раз в педагогических ВУЗах отбор должен быть наиболее жесткий. Сюда должны приходить люди, которым, кроме знания отдельных дисциплин из школьного курса, необходимо иметь целый набор личностных качеств. Одни закладываются в человеке еще в детстве, другие - относятся к врожденным. Это умение четко и ясно излагать свои мысли, коммуникабельность и т. д. Если человек даже семи пядей во лбу, но у него нет педагогического дара, ученики его просто не будут слушать. А что мы видим в том же ГГПИИЯ? Некогда гремевший на весь Союз своей научной базой институт, ныне славится «определенными качествами» студенток. А преподаватели не прочь заглянуть в карман к своим воспитанникам - уже не столько из бедности, сколько из безнаказанности. Даже тетя Wiki говорит, что из нашего иняза «в постперестроечный период начался массовый отток студентов, выпускников и преподавателей за рубеж, который продолжается и сегодня».
Пускай мы воспитаем хороших педагогов – а дальше-то что? Предположим, приходит в школу молодой человек, закончивший университет с «красным» дипломом, талантливый специалист. Школа его готова на руках носить, лишь бы он задержался. Но жить на ту зарплату, которую он получает сегодня, просто невозможно. Если же каким-то чудом ему дадут нагрузку больше, чем на ставку, то вряд ли он сможет качественно с ней справиться. Так о каком новом поколении педагогов можно вести речь?
Медленная гибель профтехучилищ
Почти 90 лет назад на V Всероссийском Съезде РКСМ знаменитый гений и злодей Лев Давыдович Троцкий произнес эпохальную фразу: «Наука – не простая вещь, и общественная наука в том числе, это – гранит, и его надо грызть молодыми зубами…». Используя всю ту же «Теорию заведомого брака», сегодня в производстве науки вместо гранита стал применяться пластик. Причем довольно некачественный. Поэтому-то рынок труда и перенасыщен молодыми людьми с высшим образованием. А тех же толковых токарей, слесарей или проходчиков – хомяк наплакал. Ведь это так унизительно учиться в «бурсе», а если довелось, то непременно нужно идти в ВУЗ.
У нас выходит так, что учреждения среднего специального образования поставляют абитуриентов для системы высшего образования, а не специалистов для секторов экономики. В результате - мы видим толпы мерчендайзеров, офис-менеджеров и продавцов мобильных телефонов. Какой здравомыслящий юноша, получив за протирание штанов в офисе зарплату равную зарплате ГРОЗа, после полезет в шахту? А увеличение обучения в школе до 12-ти лет приведет, в конце концов, к окончательному упразднению профтехучилищ. Ведь в ПТУ будут поступать либо еще недоучившиеся школьники, либо уже взрослые люди.
Агония общеобразовательной системы
И, наконец, о наших многострадальных школах. Реформа школьного образования напоминает автору этих строк что-то среднее между книгами Леопольда фон Захер-Мазоха и Сказкой про белого бычка. Причем в Донецкой области первое было всегда выражено ярче второго. Чего только стоят славные времена Василия Григорьевича Кремня, который «особо любил» наш регион. Непередаваемые чувства радости у школьников вызывали «срезы» и иные его «пилотные проекты». Именно этот полный… кавалер ордена «За заслуги» начал внедрение независимого тестирования, а также подарил Украине Болонскую систему образования, 12-бальную систему оценивания и 12 лет мучения… простите, учения в школе. Причем последнее до сих пор не понятно зачем? Чтобы юношу из школы сразу отправить в армию, а девочку выдать замуж? Чтобы школа оберегала их до этого переходного момента?
Чиновники, видимо, вознамерились разрушить образовательный комплекс в угоду западным стандартам, в то время как на Западе начинают перенимать наши образовательные схемы и модели. Таким образом, через «реформирование» уже больше 10 лет осуществляется попытка отбросить назад ту систему, в которой мы сами получили хорошее образование. Причем на фоне всей этой разрухи и метания из угла в угол, учителя с горем пополам пытаются выучить наших с вами детей. Хоть чему-то. Не зная толком украинского языка, они косноязычно объясняют основы математики, физики и химии (скромно пропущу тему Истории). При этом, утопая в ежедневных бюрократических отчетах, педагоги умудряются выкроить время и для творческого развития детей.
Давайте на минуточку забудем о том, что школа просит нас «сдать по 100 грн. на новый веник». То, что школа вытягивает деньги из родителей – далеко не новость. Причина проста – выживание. Ведь от городского отдела образования учитель вместо финансирования получают не только красивый шиш с маслом, но и очередную оптимизацию.
Социосреда для взросления
Предлагаю подумать вот над чем. Что есть, по сути, школа? Боюсь Вас разочаровать, но это не место для получения знаний. Это отдельная социосреда, со своими законами поведения и своей жизнью. Ребенок дома и в школе – это почти всегда два разных человека. В школе идет формирование лидерских качеств, оттачиваются методы социальной самозащиты, и происходит половое созревание наших чад. И со всем этим приходится сталкиваться учителям. Учитель – это всегда «надзиратель». И чем слабее его методы надзора, тем наглее ведут себя дети, которые были и будут носителями жестокости. Дети понимают свою безнаказанность. Драки со сверстниками и унижение учителей – это их осознанное поведение.
Так кто же такой сегодня учитель? Низкооплачиваемый работник (с зарплатой от 1000 до 2500 грн.), заваленный бюрократической работой и терпящий издевательства детей. Но и это еще не все! Теперь он еще обязан воспитывать для государства бизнесменов. Да-да, в этом году в Горловке учителям преподнесли такой вот подарочек - бизнес-уроки. За счет воспитательных часов, наши педагоги должны рассказывать детям не о духовности и морали, а о том, как заработать деньги. Нашим детям, которые и так уже оценивают сверстников по стоимости одежды, современности мобильного телефона и социальному статусу родителей. Посмотрите на старшеклассников. О чем они говорят большую часть времени? Правильно, либо о деньгах, либо о сексе. Так что же мы получили в ходе образовательных реформ? Общество потребления, где каждый человек – носитель заведомого брака.
В преддверии приближающегося Дня учителя, автор этих строк хочет выразить благодарность всем тем педагогам, которые хоть чему-то пытались его научить. Осознание важности этого пришло лишь спустя многие годы. Поэтому, дорогие преподаватели, делайте все возможное, чтобы дети научились думать. Без этого наше общество обречено окончательно превратится в отару потребителей.
P.S. при написании текста ни один Евгений Клеп и Игорь Шкиря не пострадал
Блоггер Азог